Один из главных реформаторов российского рынка грузовых железнодорожных перевозок, опытный топ-менеджер и инвестор Тайчер смог вывести из кризиса не одну компанию.
Сегодня мажоритарный акционер группы ТФМ развивает собственные бизнесы в сфере лизинга, логистики и майнингового аутсорсинга.
Биография бизнесмена служит отличным примером: совершенствуя таланты в юном возрасте, можно многого добиться в будущем.
Тайчер Алексей Роменович родился 20 января 1979 года в Ленинграде. Отец и мать работали на железной дороге. Мальчика отдали в железнодорожный детский сад, а затем в ведомственную школу. Старшие классы Тайчер окончил в физмат гимназии No 406 в городе Пушкине.
Уже в школе будущий топ-менеджер демонстрировал способности к физике и математике, был одним из лучших учеников. В точных науках он проявил себя и в вузе Петербургском университете путей сообщения. За первый год обучения Алексею Тайчеру удалось сдать весь курс информатики за 5-летний период. Благодаря грамотным педагогам, почти всю высшую математику он знал еще со школы. Ему не терпелось применить свои знания на практике на третьем курсе он нашел работу.
В 1998 году студент-экономист устраивается помощником финансового директора крупнейшей в регионе компании «Евросиб». Работа не мешает ему в 2000 году с отличием окончить вуз. Всего Тайчер трудился в «Евросибе» 5 лет. За это время ему удалось занять должность заместителя финансового директора.
Помимо профессиональных успехов, в 2003 году он получает степень Master of Business Administration (MBA) в Международном институте менеджмента Санкт-Петербурга (IMISP).
Из Петербурга в Москву
Закаленный работой в сложной многопрофильной структуре, Алексей Роменович принимает приглашение занять руководящий пост в транспортно-экспедиторском концерне «Союзвнештранс» и переезжает в Москву. На новом месте Тайчер впервые сталкивается с вопросом монетизации проблемных активов. Ему удается правильно структурировать непрофильные активы и найти покупателей на объекты недвижимости, которые годами тянули компанию вниз. Тут-то и появляется азарт антикризисного менеджера: он понимает, что с помощью грамотного управления можно получить прибыль даже из провального дела. Вызовы времени его не пугают.
В 2006 году Тайчера приглашают в РЖД принять участие в реформировании рынка операторских услуг. Он становится одним из авторов важнейшего документа в отрасли Целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок. Реализуя намеченную стратегию, Алексей Тайчер руководит созданием «Первой грузовой компании».
«Процесс создания грузовой компании и выделения в нее части подвижного состава многими на рынке воспринимался или трактовался как слишком радикальный шаг реформы, влекущий за собой чуть ли не разрушение ОАО «РЖД» и вообще всей системы», говорил Алексей Тайчер в интервью «РЖД-Партнер» в 2008 году.
Но вскоре верность этого решения становится очевидной: выделение из РЖД операторского бизнеса способствовало либерализации отрасли и созданию здоровой конкуренции. После пяти лет работы (20072012 гг.) ПГК была продана в частные руки за рекордные 175 млрд рублей. Эта продажа была и остается крупнейшей приватизационной сделкой в РФ. Проект безвозвратно изменил отрасль вагонный бизнес в России окончательно стал частным.
После успешной сделки Тайчер покидает компанию с должности первого заместителя генерального директора. В 20122015 годах он продолжает развивать железнодорожную отрасль, но уже в рамках частного партнерства: на этот раз совместно с АФК «Система» приобретает оператора «СГ-транс», руководит компанией на должности президента. В результате консолидации активов и приобретения подвижного состава на базе «СГ-транс» формируется универсальный оператор грузовых железнодорожных перевозок, к 2015 году управляющий парком порядка 35 тыс. грузовых вагонов, в числе которых 17 тысяч цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов. Так, под руководством Тайчера «Транс» из неэффективного бизнеса превращается в лидера сегмента.
В 2015-м Алексея Тайчера вновь приглашают в РЖД. На этот раз возглавляет АО «Федеральная грузовая компания», которая на момент его прихода находится на грани банкротства. Уже по итогам 2016-го компания становится самой прибыльной дочерней структурой гос монополии и удерживает это звание три года подряд.
Атлант расправил плечи
В конце 2018 года Алексей Тайчер решает сосредоточиться на собственном бизнесе. В следующем году он вместе с партнерами заключает одну из крупнейших сделок MBO (Management buyout) и становится мажоритарным акционером ПАО «Трансфин-М». Тайчеру удается развивать бизнес-направления, которые многие до него считали слишком трудозатратным.
Сегодня состав многопрофильной группы ТФМ входят следующие предприятия:
ПАО «ТрансФин-М»: предоставляет услуги лизинга в различных отраслях. По итогам в пятерку крупнейших лизинговых компаний России по размеру лизингового портфеля. Кроме лизинга транспорта, работает в новых для подобных финансовых организаций сферах: реализует проекты цифрового и экологического лизинга. В сотрудничестве с Российским аукционным домом недавно была запущена уникальная программа лизинга коммерческой недвижимости.
ООО «Атлант» создано совместно с ВЭБ.РФ в 2019 году, входит в топ-5 крупнейших собственников железнодорожного подвижного состава России. На данный момент общий вагонный парк компании составляет свыше 60 тысяч единиц. ООО «ТФМ-Спецтехника» оказывает угольным и металлургическим предприятиям полный комплекс услуг майнинговые аутсорсинга при ведении открытых горных работ. Изначально компания считалась проблемным активом ТФМ, но после смены собственника ситуацию удалось переломить. На 90% портфель заказов компании сформировался в течение 2020—2021 гг. под руководством Тайчера.
По прогнозам экспертов, в 2022 году «ТФМ-Спецтехника» станет крупнейшим оператором в России по оказанию полного комплекса услуг при ведении открытых горных работ. ООО «ТФМ-Восток» оказывает полный комплекс горнодобывающих работ открытым способом в Дальневосточном федеральном округе. Является дочерним подразделением компании «ТФМ-Спецтехника».
Оставить свой комментарий
Адрес почты не будет отображаться